Другое
Дистанционный способ повышения квалификации: за и против
03 марта 2019
Пожаловаться
   0
0
1377
0

Уважаемые Эксперты, добрый день!

Недавно я проходил дополнительную профессиональную программу повышения квалификации в одном из московских ВУЗов. Сегодня я хотел бы поделиться своими впечатлениями и узнать ваше мнение о дистанционном способе повышения квалификации.

Сначала хотелось бы поговорить о преимуществах и недостатках дистанционного обучения в целом.

Преимущества: Возможность пройти программу в любое время и в своем темпе - можно читать материалы по дороге на работу/с работы, в перерывах на работе, после работы, в выходные дни. Обучение проходит без отрыва от основной деятельности, нет необходимости ежедневно посещать учебное заведение - это очень удобно для занятого человека (нужно лишь иметь компьютер или планшет с доступом в интернет). Относительно низкая стоимость - обычно дистанционное обучение обходится дешевле, чем традиционные формы обучения (я оплачивал свое участие в программе сам, поэтому для меня это было важно).

Недостатки: Необходима сильная мотивация - материалы программы нужно осваивать самостоятельно, что требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Например, посмотрев статистику посещения конкретной программы, я увидел, что добрая половина участников впервые вошла на сайт ВУЗа далеко не в первые дни обучения. Здесь, конечно, причины могли быть совершенно разные, но факт остается фактом. Программа была рассчитана на 72 часа (9 рабочих дней), материалов было достаточно много (15 тем, некоторые из которых были разделены на несколько презентаций). При этом материалы были непростые - на мой взгляд, если читать все подряд, без перерывов и обдумывания, то информация вряд ли хорошо усвоится. Отсутствие личного контакта с преподавателями и другими участниками программы - это может быть негативным моментом для тех, кто любит общаться вживую, а не с помощью интернета.

Теперь несколько слов о способах подачи материалов.

Не так давно мне довелось услышать песню The Unforgiven группы Metallica, исполненную на большом духовом органе в кафедральном соборе. Отдавая все должное нетленности оригинала и мастерству новой аранжировки, я думал о том, что именно так должна звучать эта песня на моих похоронах: долго, занудно и печально, - тогда все пришедшие точно плакать будут. Извиняюсь за столь лирическое отступление, но именно такое грустное впечатление на меня производят презентации, содержащие по 100 слайдов. Особенно если там очень много текста, выписанного из федеральных законов, нормативных документов и пр. Если в слайде слишком много текста - это плохо. Если слишком много слайдов, слишком много слов, слишком много данных, слишком длинно - тоже плохо. Когда презентационные материалы читает лектор, он может пропускать какие-то слайды, делать на чем-то акцент, давать свои комментарии - все это «разгружает» и помогает легче усвоить даже объемную и сложную для восприятия информацию. С дистанционным обучением так не получится. Справедливости ради следует сказать, что в пройденной мной программе было далеко не все так плохо. Например, одна из презентаций была очень структурированной и полезной с практической точки зрения. При этом автор этого материала смог уложиться всего в 55 слайдов. Эта презентация напомнила мне классический хит Smoke on the Water группы Deep Purple, синкопированная мелодия которого будет всегда звучать одинаково четко и узнаваемо, исполненная хоть на органе, хоть в детском саду на ложках. Побольше бы было таких презентаций!

Безусловно, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. О прохождении конкретной программы я нисколько не жалею, потому что нужную для себя пользу я из нее извлек. Хотелось бы узнать ваше мнение о таком способе обучения.

Заранее спасибо за комментарии.

 


Комментарии 6
Ирина Белозерцева
3 мар. 2019 г., 18:12:37
Уважаемый Константин! Мне кажется, что для повышения квалификации в ряде сфер оптимален некоторый гибрид очного и дистанционного обучения. Можно прослушать записи лекций и познакомиться с другими материалами заочно, а потом приехать на 1 день для дискуссии, зачета (если предусмотрен) или практических занятий (как в случае работы с лабораторными животными). Часто с отрывом от основной профессиональной деятельности проходить обучение весьма проблематично.
Константин Морозов
3 мар. 2019 г., 20:00:10
Ирина, я полностью с Вами согласен. У меня раньше был опыт как длительного дистанционного обучения (два полугодовых блока обучения менедженту), так и более короткого (повышение квалификации уполномоченных лиц). В обоих случаях дистанционное обучение чередовалось или заканчивалось очным, потом экзамен. Дискуссия, пусть хотя бы краткая, действительно очень важна - причем не только обучающемуся. Без нее разработчики программы/курса не получат обратной связи и не смогут внести необходимые коррективы/улучшения. Во многих случаях практические занятия также нужны. Спасибо за Ваше мнение:).
Светлана Авилкина
3 мар. 2019 г., 20:01:38

Уважаемый Константин! Соглашусь с вами насчет презентаций с тоннами текста - это ужасно неэффективно в большинстве случаев. Технологический прогресс не стоит на месте, механизмы восприятия и усвоения информации трансформируются, но, к сожалению, образовательная система в большинстве случаев использует устаревшие и неэффективные методики. Можно сказать, что эти методики противоречат основным принципам образования, таким как, например, разнообразие по содержанию и форме, диалоговый характер.

Также стоит вопрос о избираемой модели образования: академически-ориентированное (те же лекции) или практико-ориентированное (тренинги, мастер-классы, разбор кейсов и производственная форма обучения). Важно, что нацеленность на практику может быть успешно внедрена дистанционно даже в случаях работы с лабораторными животными, но это требует определенных технических возможностей, которые далеко не каждая образовательная организация может себе позволить. Здесь можно обратиться к предложению Ирины Белозерцевой о проведении очных практических занятий.

Курсы повышения квалификации, на мой взгляд, должны быть практико-ориентированными или смешанными, но, к сожалению, пока академическая система преобладает. Формат лекция-тест уже не слишком эффективен, просто в силу увеличение информационного потока и ускоренного расширения знаний, особенно в области наук естественных и технических. Если сохранять лекционную часть, то тестовая часть должна хотя бы включать вопросы со свободным ответом, направленные на решение конкретных задач. После прохождения теста - демонстрация правильных варианта/ов решения задачи (от преподавателя). Если есть возможность консультации с преподавателем при несовпадении решения - уже что-то приличное выходит.

Приведу возможный пример освоения сущности какой-либо темы. Допустим, часть занятия посвящена изучению документации.
1) ознакомление с текстом документа (зрительное восприятие);
2) ознакомление с объяснением сущности и перспективами этого документа с точки зрения лектора на видеозаписи (зрительно-слуховое восприятие); презентация здесь играет роль иллюстраций и конспекта
3) выполнение теста (структуризация и проверка знаний)
4) решение задач с применением данного документа (практическая деятельность);
5) обсуждение документа с сокурсниками/коллегами на форуме, модерируемым преподателем (диалог, наставничество).
6) отдельным разделом "Что и где можно почитать-посмотреть по данной теме", где будут материалы, подобранные преподавателем.

Хочу отметить, что этот перечень подразумевает внедрение мультимедийности и интерактивности (а это важные технологии современного образования) в самой элементарной, скажем так, комплектации. И это минимальный набор, внедрение которого уже могло бы улучшить некоторые курсы дистанционного образования. Есть замечательные площадки, где этот минимум внедрен, и есть дополнительная стимуляция к регулярному освоению материалов. Правда, иногда 1-2 пункта все равно выпадают или представлены в более классической форме. А есть и гораздо более продвинутые формы дистанционного обучения, но они требуют повышенных затрат, временных и финансовых, на создание самого курса. Они, кстати, учитывают и внешнюю, и внутреннюю мотивацию человека, и это может отчасти решить озвученную вами проблему самоконтроля. И что-то мне подсказывает, что когда инновационные (на данный момент) принципы и методики образования будут внедрены повсеместно, они уже успеют устареть. 

Я несколько отвлеклась от фармацевтической тематики в силу наличия некоторых компетенций в сфере именно медиаобразования, но основные принципы обучения применимы ко всем областям.

Константин Морозов
4 мар. 2019 г., 10:16:38
Светлана, большое спасибо Вам за "отвлечение" от фармацевтической тематики - возможно, это как раз тот взгляд/опыт, которого так не хватает академически-ориентированному обучению в фарме! Что касается технического прогресса, который не стоит на месте, то порой за ним не успевают и в других сферах. Я помню, как перед прохождением дистанционного обучения в начале 2000-х, получил портфель с учебными материалами весом не менее трех килограммов. Дома, разглядывая ее содержимое, я обнаружил там кучу аудиокассет и видеокассету формата VHS. Только мой консерватизм помог найти то место, куда в те годы можно было "засунуть" эти носители информации (я долго не выбрасываю всякий хлам), а то пришлось бы отправить их в мусорное ведро. Между тем, сама по себе информация на этих носителях была очень качественной и полезной. Что касается отсутствия практики при дистанционном способе обучения, то все же бывают случаи, когда без этого можно обойтись. Например, в одной из крупных фармацевтических компаний я проходил обучение по теме поиска корневой причины отклонений (Root Cause Analysis). Разработанная компьютерная программа была настолько интерактивной, что я просто не мог от нее оторваться - наверное, так чувствуют себя пятидесятилетние бородатые игроки в Warhammer (может быть они и были ее разработчиками:). Эффективность такого обучения была почти 100% даже без практической части. Причем практическую часть этого обучения я тоже прошел, но в другое время. Там организаторы включили в обучение некоторые элементы коучинга, и мы два часа играли на полу с костяшками домино. Эффективность обучения опять же была очень высокой, потому что конечной целью была организация таких же тренингов локальными специалистами на всех производственных площадках компании. Хотя, конечно, я понимаю, что стоимость разработки таких мультимедийных/интерактивных программ огромная. Возвращаясь к теме презентаций с тоннами текста, хочу заметить, что и с ними можно что-то сделать. В частности, из этой тонны информации можно вычленить несколько десятков килограммов наиболее значимой информации. Но если уж есть большое желание оставлять материал объемным, нужно хотя бы разбить его на разделы/подразделы и добавить на первый слайд содержание (чтобы пользователь мог легко найти то, что ему нужно, а не читать все подряд). И еще очень важно, чтобы все материалы программы придерживались одной концепции. Здесь я больше имею ввиду даже не визуализацию информации, а целевую направленность учебной программы. Например, есть лекарственные средства для медицинского применения и для ветеринарного применения. В нашей стране регулированием обращения этих двух групп ЛС занимаются разные уполномоченные органы, и занимаются этим по-разному. Если разработчикам программы, по вполне объективным причинам, трудно уловить особенности второй группы (ветеринарные препараты), то лучше вообще исключить ее из программы. Но если уж где-то все-таки включили, то тогда нужно готовить материалы более серьезно - нужно изучить все особенности и различия и отразить это в презентационных материалах. По моему, это очень распространенная ошибка - желание объять необъятное.
Лидия Ленивко
6 мар. 2019 г., 03:06:06
Очень больная тема, чрезвычайно больная! Академически-ориентированное обучение на мой взгляд приносит больше вреда, чем пользы. Огромный объем знаний без четкой логической структуры дается по принципу "Бери больше, кидай дальше". Очень трудно извлечь действительно ценную информацию из груды материала, кстати, часто несколько устаревшего. Светлана Авилкина привела отличную схему подачи материала, но многие ли из нас испробовали подобную схему на себе в качестве слушателя? Константин, вы повеселили музыкальными и геймовыми отступлениями :) Очень интересны подобные программы, но сдается мне, что в их разработке участвует сильная команда методистов и прочих спецов, а только потом уже добавляется конкретный учебный материал Одному преподавателю сделать такое не под силу. Еще одна жалоба по слайдам: часто слайды или файлы в других форматах защищают от копирования и сохраняют в виде изображений, видео и т.п. форматов. В таких файлах не работает поиск, невозможно выделить текст. Для файлов на 100 и более слайдов это просто жесть, особенно если нет подробного содержания рассматриваемых тем. И конечно же, любые учебные курсы надо регулярно обновлять, а не давать слушателям устаревшие данные, мол, и так сойдет.
Константин Морозов
6 мар. 2019 г., 11:25:27
Да, защита презентационных материалов от копирования - это сильная вещь. Логика разработчиков бывает абсолютно непонятна, если учесть, что при особенном желании и некотором терпении со всех просматриваемых слайдов можно сделать скриншоты, потом вставить сделанные снимки в документ word и сохранить его в формате pdf. А потом можно выложить презентацию в интернет. Но больше всего порой поражаешься отсутствию возможности распечатывать слайды. Это-то зачем делается? Например, у меня плохое зрение, и глаза быстро устают, если целый день таращиться в монитор. Можно было бы распечатать некоторые материалы и изучить их в бумажном виде, но ... Действительно, лучший способ защиты материалов - это их актуальность. Если материалы программы постоянно обновлять, то даже свободно выложенные в интернете старые презентации будут никому не нужны, а у слушателей может возникнуть потребность пройти обновленную программу заново.