Статьи Экспертов

07 декабря 2018
Пожаловаться

Будущее фармрынка: смарт-контракты и кастомизация лекарств

   0
690
0

Пожалуй, первое, что нужно знать про Web Summit: эта конференция — не слет «гиков-айтишников», вся жизнь которых проходит в компьютерах за написанием собственных и взломом чужих программ, не имеющих ничего общего с реальностью.

В этом году в Лиссабон приехали 69 000 человек из 159 стран и 3200 компаний, представляющих совершенно разные сферы: фундаментальные науки, финансы, здравоохранение, маркетинг, медиа, музыкальную индустрию, спорт и многие другие. Что их объединяет, так это активное использование цифровых технологий. С помощью IT такие компании «дизраптят» существующие рынки: вклиниваются в них, делают проще, понятнее, прозрачнее, ближе к конечному потребителю, доступнее и выгоднее.

Неслучайно, главные звезды этого цифрового переворота, Uber и Airbnb на ранних стадиях выступали именно на Web Summit. «IT-Давос», как его иногда называют, — это хороший способ заявить о себе, найти партнеров и инвесторов, выйти на новые географические рынки. А еще получить море удовольствия от общения и результатов, которых добиваешься за 3 дня.

 Переворот в товаропроводящей цепи

Компания Pharmznanie впервые участвовала в секции Medtech&Pharma с проектом PharmMarket и тут же стала частью одной из мощных тенденций. В России нам приходится объяснять, как работает система смарт-контрактов, зачем нужна веб-площадка, где фармкомпании и аптеки смогут заключать прямые договоры. Это сложно, непривычно для рынка, это по-другому. На Web Summit потенциальные партнеры с первых минут прекрасно понимали, что наша разработка — это market place. Было очень приятно встретить коллег из Ирландии, Португалии, Бельгии, которые внедряют похожие механики в фармрынки на своих географических территориях.

Повторюсь, наша главная идея — помочь фармкомпаниям работать напрямую с аптечной розницей, ведь до этого они контактировали только с ассоциациями, крупными сетями или дистрибьюторами. При должном использовании технология, на которой базируется PharmMarket и его зарубежные аналоги, способна изменить стандарты рынка, сам принцип взаимодействия внутри товаропроводящей цепи. Нет, она не убьет какие-то отдельные сегменты: всегда будут те, кто производит, доставляет товар из пункта А в пункт Б, продает, покупает... Но сделает его прозрачнее, сократит затраты на каждом участке цепи и, как мне кажется, сыграет на руку самому важному ее звену — конечному потребителю.

Проект PharmMarket «заточен» под коммерческий сегмент. Мы хорошо знаем именно этот сектор здравоохранения. Но аналогичные технологии легко можно внедрять и в госпитальном сегменте — вот уж где непаханое поле. Комбинация систем смарт-контрактов и market place позволит снизить издержки внутри товаропроводящих цепей и, я не исключаю, сделать лекарства более доступными.

 ДНК-тесты и персонифицированные препараты для каждого

Трансформация товаропроводящих цепей — это первая группа тенденций, которые выявил Web Summit. Вернее, которую выявили мы в рамках этого мероприятия, а мы, как никак, заинтересованная сторона. Вторая тенденция, которая лично меня захлестнула, касается персонифицированной медицины. Сюда бы я отнесла проекты, предполагающие глубинные исследования и быструю трансляцию их результатов с помощью IT-технологий.

Люди занимают все более активную позицию по отношению к своему здоровью. Они хотят знать все о себе и своем организме, быть в курсе, какие нарушения есть в ДНК, предрасположенность к каким заболеваниям в нее заложена. Не зря Euromonitor International назвал интерес к генетике одним из главных потребительских трендов 2018 года, что еще раз подтвердил Web Summit. Целый ряд компаний представили доступные, простые и при этом эффективные системы: с их помощью можно чуть ли не на дому проводить тестирование ДНК, снимать биометрические и генетические данные и, как результат, корректировать образ жизни.

Индивидуальный подход применяют и в области разработки лекарств. В Лиссабоне сразу несколько авторитетных спикеров озвучили мнение, что при создании препаратов стоит больше внимания уделять пожеланиям пациентов, их представлениям о нужном эффекте. Например, одни тяжело больные люди хотят вылечиться и жить долго, для других важно провести те дни, что им отведены, максимально комфортно, ярко, без мучений — медицина и фармацевтика должны давать им такой выбор. Пока сложно оценить это явление, но раз о персонифицированных лекарствах говорят, раз такие исследования ведутся, тенденция очевидна.

 Новый контакт: VR и телемедицина

По данным ВОЗ, в мире существует дефицит 5 млн врачей, к 2030 году он вырастет до 18 млн. Прежде всего страдают бедные страны и территории, удаленные от больших городов (таких немало и в России). Телемедицина — чуть ли не единственная возможность в таких регионах быстро добраться до высокопрофессиональных специалистов.

На Web Summit мы видели немало проектов, так или иначе использующих эту технологию. Как найти врача, путешествуя по Африке или Амазонии, как, находясь, скажем, в Анадыре, попасть на онлайн-прием к профессору из Москвы, чтобы затем при необходимости прилететь в столицу, обследоваться и начать лечение — телемедицина отвечает на эти вопросы и повышает доступность медпомощи.

Причем медпомощи не только пациентам, но и коллегам по цеху. С помощью IT-технологий российские специалисты могут делиться опытом с врачами, скажем, из Германии, Израиля, Великобритании, осваивать новые методики, в экстренных случаях звать на помощь самые светлые головы мирового здравоохранения. Так телемедицина переплетается с современными образовательными технологиями.

К таковым я бы отнесла виртуальную реальность, внедрение которой — еще одна яркая тенденция. Студенты медицинских вузов в VR-очках могут изучать анатомию, выполнять практические задания без доступа к человеческому телу. Анатомичку это, конечно, не заменит — вряд ли кто-то согласится лечь под нож хирурга, который до этого тренировался только в виртуале и никогда не резал живые ткани. Но скорее всего сделает процесс обучения эффективнее и дешевле. Действующим специалистам VR поможет прямо на рабочем месте осваивать опыт коллег из других городов и стран. Увидеть, как хирург в Тель-Авиве или Нью-Йорке выполняет уникальную операцию, лично поприсутствовать на ней, попробовать повторить… Для российских специалистов дело за малым — подтянуть английский.

 Еще один вывод после Web Summit — там катастрофически не хватало русских IT-компаний из области здравоохранения. Наши соотечественники присутствовали на выставке, но одни давно и успешно работают в Великобритании, другие просто приехали потусить. В России много перспективных стартапов, развивающих IT в здравоохранении, предлагающих инновации внутри товаропроводящей цепи. Давайте же объединимся, будем поддерживать друг друга и в следующем году мощно прозвучим на Web Summit. А, возможно, даже организуем в IT-Давосе «Русский дом». Не хуже, чем в Давосе экономическом. Коллеги, что скажете, поддержите?

 


Комментарии

0