Статьи редакции

19 декабря 2018
Пожаловаться

Вопросы этики в медицинской журналистике (часть I)

   2
808
0

«Золотое правило этики в том, что нет золотого правила; то, что нет золотого правила, - тоже правило, только не золотое, а железное».

/Гилберт Кит Честертон/.

 

Позволю себе не согласиться с высказыванием О. Уайльда, что «интерес к вопросам этики – свидетельство запоздалого умственного развития».

Вопросы этики журналистского творчества – это болевые точки,  требующие своевременной диагностики и лечения.

 Здесь – начало пути к формированию моральных убеждений, а затем и моральных чувств, возникновение которых свидетельствует о сложившейся нравственной платформе личности.

 «Я предлагаю всех журналистов отправить на медосмотр: может, там удастся им имплантировать совесть и убрать бессовестность», - говорил Я.Б. Бранд,  ДМН, руководивший отделом неотложной кардиохирургии НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, заслуженный врач РФ.

В области этики журналиста достаточно сложно сформулировать свод жёстких правил и чётко очертить границы дозволенного и недозволенного. Тем не менее, профессиональная этика – неотъемлемая часть любой деятельности, в том числе и творческой. Возьмём, к примеру, медицинскую этику  - тут всё более или менее ясно: нормы поведения медика отражают этические кодексы, международные конвенции. Многие полагают, что врач, как и сапёр, не имеет права на ошибку. Тем не менее, случайно или нет, но иногда он ее совершает  - и сообщество медиков считает, что в этих случаях он должен понести наказание.

Непросто ответить на вопрос, имеет ли право на ошибку журналист, освещающий темы медицины. Взаимодействие и тесное соприкосновение медицинской и журналисткой этики – залог качественной профессиональной работы автора, пишущего на  медицинские темы.

 По сути автор всегда находится перед выбором, и чувство личной ответственности, вопросы морали – как профессиональной, так и личной, - должны занимать первую позицию в списке приоритетов, направляющих его деятельность.

Известно, что содержание профессионального долга журналиста достаточно полно описано в «Международных принципах журналистской этики», принятых ещё в 1983 году на IV Консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций в Париже и Праге.  В рамках этой конвенции каждый журналист «осознанно или неосознанно формирует своё, конкретизированное представление о профессиональном долге, ориентируясь на особенности отражаемой сферы действительности, состав аудитории».

В «Международных принципах журналистской этики» раздел «Социальная ответственность журналиста» звучит следующим образом: «В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это означает, что журналист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответственен не только перед теми, кто контролирует средства массовой информации, но, прежде всего, перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные институты. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием».

Профессионально-нравственные регуляторы – это одна из основных составляющих способа творческой деятельности журналиста. То есть имеются некоторые общие стандарты поведения, выступающие как признак нравственной зрелости и культуры личности. Этих-то стандартов нашим коллегам зачастую и не хватает.

 «В России в медицинской журналистике в основном работают люди, которые никогда не учились медицине, но при этом они уверены, что могут готовить полноценные материалы по медицинской тематике и без труда интерпретировать медицинскую статистику»,  - замечают авторы  материала «Медицинская журналистика в России: безграмотная, но уверенная».  Поэтому неграмотные как с точки зрения верности и «выверенности» фактов, так и с точки зрения этики, журналистские публикации в печатных российских изданиях приводят не только к дезинформации, но и к более неприятным последствиям.

Время показало, что наше российское население чрезвычайно доверчиво к любой медицинской информации в СМИ, а это влечёт за собой ворох проблем и опасностей.

 

«В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на  нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали».

/Фридрих Ницше/.

 Экскурс в историю

Первым, кто создал достаточно развёрнутую концепцию моральных отношений в обществе, критически осмыслив  и систематизировав накопившиеся этические суждения, был Аристотель. Именно с появлением его книги «Никомахова этика» исследователи связывают и рождение науки, изучающей мораль, и само название этой науки.

Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: теоретические исследования (теоретическая этика) и нормативные разработки (нормативная этика).

Профессиональная мораль возникает в процессе общественного разделения труда как механизм, обеспечивающий согласование интересов профессиональных групп и общества. Она определяет отношение с обществом отдельной профессиональной группы и формируется на базе профессионального сознания этой группы, - пишет в своей книге «Профессиональная этика журналиста» Г.В. Лазутина.

В сущности, профессиональная этика, профессиональная мораль – это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Выражение «профессиональная мораль» подразумевает известную стихийность, ненамеренность  в образовании профессиональных норм и соответствующей мотивации: эти нормы возникали прежде всего методом проб и ошибок в деятельности специалистов и социальных институтов; в то же время они отбирались, кристаллизировались и закреплялись в живом опыте их деятельности.

Профессиональная этика журналиста имеет немало «старших сестер» - этику медицинскую, юридическую, педагогическую, предпринимательскую. Все они развивались на основе христианс­кой, прежде всего рациональной протестантской морали и корня­ми уходят в гражданское общество. В этих координатах совре­менная этическая наука и ищет пути преодоления профессио­нального нравственного кризиса, возникшего сегодня в российской журналистской корпорации.

Потребность в этических стандартах для разных видов деятельности различна, поэтому формирование профессиональной этики идёт неравномерно и на протяжении длительного исторического периода автономно от общей этики. Одной из старейших профессиональных этик является медицинская этика.

Медицинская этика

Общественное сознание связывает её с таким видом стандартов, как клятвы. Самая известная из них – это, конечно, Клятва Гиппократа. Считается, что Гиппократ сформулировал основные принципы медицинской этики. После него в разных изложениях появлялись десятки других этических стандартов, направленных на становление и развитие качественной и добросовестной медицинской деятельности. Поэтому приведу здесь  не Клятву Гиппократа, а некоторые положения из Международного Кодекса Медицинской Этики (принятого 3-ей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, в Женеве  в октябре 1949 года, дополненного 22ой Всемирной Медицинской Ассамблеей в Сиднее в августе 1968 года и 35ой Всемирной Медицинской Ассамблеей в Венеции  в октябре 1983 года):

  • С целью сохранения здоровья и жизни пациента врач должен использовать весь свой профессиональный потенциал. Если необходимое обследование или лечение выходит за уровень возможностей врача, он должен обратиться к более компетентным коллегам.
  • Смерть больного не освобождает врача от обязанности хранить врачебную тайну.
  • Врач должен быть крайне осторожен, давая информацию об открытиях, новых технологиях и методах лечения через непрофессиональные каналы (!).
  • Врач должен утверждать лишь то, что проверено им лично.
  • Врач обязан всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты.
  • Принимая профессиональные решения, врач должен исходить из соображений блага для пациента, а не из собственных материальных интересов.
  • Вне зависимости от профессиональной специализации, врач должен ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи.
  • Врач должен уважать права пациента, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну.

Эти принципы могут и должны лежать и в основе ориентиров, направляющих поведение  автора, пишущего на медицинские темы.

Журналистская этика

Главная этическая задача журналиста - обеспечить гарантию получения людьми правдивой и достоверной информации посредством объективного отражения социальной реальности. Журналистский глоссарий говорит, что сущность журналистской этики – это область пересечения нескольких моральных пластов (автора, персонажа, читателя), функционально взаимодействующих друг с другом в процессе создания, распространения и усвоения журналистского  произведения. Это система нравственных требований, направленных на установление оптимальных взаимоотношений между профессиональной группой и обществом.

  В журналистской деятельности система ценностей и нравственных принципов неизбежно связана с проблемой выбора, возникающей в процессе работы. Необходимо сделать такой выбор решения, действия, который согласовывался бы с правилами и принципами профессии, записанными в этическом кодексе. На практике нравственный выбор предполагает определённую свободу в принятии решения, при которой возможны градации правоты и неправоты, поскольку невозможно отыскать нравственное решение, подходящее ко всем случаям жизни. Нравственные конфликты в ситуации т.н. «ценностного выбора» возникают постоянно, и накопленный опыт их разрешения нашёл своё отражение в профессиональных кодексах.

О возможных инструментах и рычагах воздействия в области авторской этики в медицинских материалах мы поговорим в следующем материале.

*** Продолжение следует***


Комментарии

0